Соляное мыло холодным способом
Соляное мыло — это особенный сорт мыла с нуля. Такое мыло отлично подходит для обладателей жирной и проблемной кожи, так как обладает антисептическими и подсушивающими свойствами и прекрасно борется с несовершенствами кожи. Кроме этого, состав такого мыла достаточно прост, преимущественно оно состоит из совсем недорогого кокосового масла и это вовсе не из-за экономии. Дело в том, что, кроме масла кокоса, больше ни одно другое масло не может обеспечить мылу стабильное пенообразование при использовании в соленой воде. Вода из-под крана течет у нас, конечно, не соленая, но вот наше соляное мыло наполовину состоит из соли, ухудшающей пенообразование.
С другой стороны, именно благодаря большому содержанию соли такой сорт мыла с нуля отлично удерживает эфирные масла, что позволяет мылу, сделанному даже холодным способом, не потерять своего аромата даже после вызревания. Ну и последнее, но немаловажное — это то, что натуральное мыло с солью очень экономно расходуется, очень твердое и не раскисает в мыльнице даже при высокой влажности.
Подготавливаем все необходимые компоненты по рецепту, чтобы все было под рукой.
Из особенностей рецепта: количество воды в соляном мыле ставится немного выше среднего - 38%, а пережир обычно равен 15%. Количество соли в рецепте обычно от 50 до 100% относительно массы масел.
Подготавливаем воду для щелочного раствора, добавляем в нее лимонную и молочную кислоту. В результате реакции со щелочью в мыле образуются цитрат натрия и лактат натрия, которые невероятно хороши в мыле.
Лимонная кислота - образует в результате реакции со щелочью цитрат натрия, который придает мылу отличные кондиционирующие свойства, смягчает жесткую воду и продлевает срок годности мыла, особенно это важно, если в мыле есть быстропортящиеся масла.
Молочная кислота - становится в мыле лактатом натрия, именно лактат натрия делает мыло невероятно приятным для кожи, очень нежным, просто шелковым. А кроме этого, лактат натрия придает мылу дополнительную гладкость, глянцевость. Я стараюсь добавлять молочную кислоту в каждый свой рецепт и считаю что это одна из самых эффективных добавок в мыле с нуля.
Соблюдая технику безопасности, подготавливаем необходимое количество щелочи и делаем щелочной раствор.
Нам нужно помнить, что при введении кислот нужно рассчитать дополнительное необходимое количество щелочи.
Молочной кислоты я беру 1%, все добавки считаются от веса масел, а их в рецепте 700 грамм. Соответственно получается, что молочной кислоты в рецепте будет 7гр. На каждый грамм молочной кислоты нужно взять 0,36 грамма NaOH, получается такой расчет 7 * 0,36 = 2,52гр NaOH потребуется дополнительно для нейтрализации 7гр молочной кислоты
Лимонной кислоты я также беру 1%, от 700гр. Соответственно получается, что лимонной кислоты в рецепте будет 7гр. На каждый грамм лимонной кислоты нужно взять 0,6 грамма NaOH, получается такой расчет 7гр * 0,6 = 4,2 гр NaOH дополнительно потребуется для нейтрализации 7гр лимонной кислоты.
Теперь нам нужно сложить щелочь по рецепту 100,1гр и дополнительные 2,52гр и 4,2гр для молочной и лимонной кислот. В результате получается 106,82гр. Так как щелочь мы всегда округляем в меньшую сторону, то отмеряем на весах 106гр.
Теперь осторожно и по чуть-чуть всыпаем щелочь в охлажденную воду и перемешиваем стеклянной палочкой и оставляем остывать. Лучше все это делать под вытяжкой или на балконе.
Отмеряем на весах нужное по рецепту количество масла кокоса, касторки и оливки. Ставим масла в микроволновку греться до жидкого состояния, достаем и перемешиваем.
Пока щелочной раствор и масла охлаждаются до одинаковой температуры, я готовлю соль. В этом рецепте я использую сакскую соль, она достаточно крупная, поэтому я измельчу ее в кофемолке. Так как мое сегодняшнее мыло будет иметь 4 слоя, и все они должны содержать одинаковое количество соли, сразу делим соль на равные части, по 87 грамм в каждый стаканчик. Большие пластиковые стаканы я подготовила для мыльной массы.
Теперь в большие стаканы, подготовленные для мыльной массы добавляем синий пигмент, разведенный в воде в обычной пропорции. Для тех, кто забыл или делает первый раз, напомню как правильно развести концентрированный пигмент, на 20мл флакон с теплой водой нужно добавить 15 капель синего пигмента. Всегда работаем только с подготовленным пигментом. Теперь в самый первый стакан, который подготовлен для самого темного слоя, капаем 40 капель пигмента, во второй -30 капель, в третий - 10 капель, а в четвертый ничего не добавляем.
Тем временем температура щелочного раствора и масел становится одинаковой и можно работать дальше. Осторожно через сито вливаем щелочной раствор в масла и мешаем то включенным, то выключенным блендером для стадии тонкого следа.
Теперь нужно разделить на равные части мыльную массу, для этого нужно в каждый из четырех стаканов налить по 225гр. Готовим выбранные эфирные масла. Сочетание эфирного масла бергамота, лайма и розового дерева дает очень необычный, легкий морской аромат, совсем не характерный для эфирных масел.
Работаем с первым слоем. Добавляем в стакан с 40 каплями пигмента отмеренную соль и эфирное масло. Быстро и хорошо перемешиваем и выкладываем в форму. Действовать нужно достаточно быстро, так как мыльная масса с солью быстро густеет.
Второй слой делается полностью по аналогии. Пока я все смешивала, я решила немного наклонить форму, так как процесс был в самом разгаре, то взяла первое, что попалось под руку, а попалась мне фоторамка).
Теперь третий слой, все точно также - эфирное масло,соль, а пигмент уже был добавлен в стакан.
Последний, четвертый стакан без пигмента, посмотрев на получившийся цвет мыльной массы, я решила его немного подсветлить и добавила немного диоксида титана, разведенного в воде. Обычная пропорция: на 1 часть диоксида титана приходится 10 частей воды. А можно сразу растворить весь 10граммовый пакетик титана в 100мл теплой воды. Я поступаю именно так, и добавляю при необходимости раствор из бутылки. Затем добавляем эфирное масло и, конечно, соль.
Выкладываем последний белый слой в форму, теперь можно немного поэкспериментировать и украсить поверхность мыла при помощи слоя, который под белым и остатков мыльной смеси из стаканов.
Напомню, что соляное мыло нужно провести через гель, иначе оно будет сильно крошиться, как только мыло начнет остывать, его нужно доставать и резать. Мыло из этого мастер-класса я резала через 4 часа, когда оно было еще теплым, проблем с нарезкой никаких не возникло, резала обычным прямым резаком.
Отдельно хочу обратить внимание на композицию эфирных масел, которые мы используем. Я очень хотела сделать мыло, которое бы напоминало мне о море и аромат у такого мыла хотела соответствующий. Для тех, кто использует отдушки при варке мыла вариантов много, но я люблю именно натуральные эфирные масла. Неожиданно именно сочетание эфирных масел лайма, розового дерева и бергамота дало мылу очень свежий и легкий, морской аромат.
Еще раз хочу отметить, что вы можете использовать для рецепта соляного мыла морскую или поваренную соль, только обязательно убедитесь, что в ее составе отсутствует антислеживатель и другие посторонние добавки, иначе такое мыло может очень сильно крошиться. Если частички соли достаточно крупные, то воспользуйтесь кофемолкой для их измельчения.
Вся информация, представленная на сайте, носит справочный характер, перед применением рекомендуется протестировать на индивидуальную реакцию.
У меня появились некоторые вопросы после прочтения статьи.
Вопрос о термометре: Вы измеряете им температуру и масел и щелочи, как я понимаю, его нужно вытирать или ополаскивать лимонной кислотой, после каждого перемещения из емкости в емкость? или это излишние мероприятия.
Вопрос про эфирные масла: Почему вы не добавили необходимое количество масел до того, как разделили массу по 4 стаканам?..(может тут тоже какой-то тайный смысл)).
Вопрос про гель: вы нарезали после геля? то есть при холодном способе он у вас прошел за 4 часа?.. или мыло постояло, вы его разрезали и потом уже укутали на гель?
Заранее благодарю за ответ:)
Эфирные масла можно добавлять и до разделения массы, тайного умысла здесь нет)) можно делать как удобнее)
Вы все правильно поняли, я нарезаю мыло еще совсем горячим, тогда оно почти не крошится, если подождать сутки, как с другими сортами, то оно будет сильно крошиться при нарезке или может просто развалиться на куски.
P.S. (шепотом)): в разделе компоненты не указана лимонная кислота.
1.можно в этот рецепт не добавлять соль а добавить немного глины?
2. Можно ли с молочной кислотой и лимонной сварить например кастильское мыло по рецепту кастильское мыло?
Меня немного смущает что оно крошится
И еще по поводу молочной кислоты: где-то мне попалось, что добавлять ее надо в уже остывший щелочной раствор. И хотя я не нашла нигде больше подтверждений этому, попробовала так делать. Получается забавно, раствор остывает, а потом снова нагревается после добавления кислоты. Скажите, пожалуйста, это вообще имеет какое-то значение при каких температурах вводить молочную и лимонную? И еще пока не пробовала лимонную добавлять. То есть мы вводим прям порошок этот, не делая раствор?
По поводу кислот — здесь мы добавляем кислоты в чистом виде именно в воду, после этого вводим туда щелочь, как вариант, воду лучше предварительно не просто охладить, а заморозить. От высоких температур молочная кислота частично теряет свои свойства. От кислоты действительно пойдет реакция, поэтому в горячий раствор ее точно не нужно добавлять, т.к. раствор может закипеть, это будет чрезвычайно опасно.
Я попробую сделать как вы сказали.С раствором мыла в дист.воде.
Обычно всё мыло у меня 9 Ph сразу.
Спасибо вам за ответ!!!